Новый опрос, проведённый Клеймс Конференс, выявил серьезные пробелы в знаниях французов о Холокосте

Лагерь для интернированных Дранси, Франция
Фотография предоставлена Меморилом Яд Вашем.
 

Ошеломляющие результаты опроса среди взрослых французов раскрывают критические пробелы в знаниях о Холокосте: 25% поколения миллениалов ничего не слышали, или не думают, что слышали о Холокосте. Около половины французских миллениалов не знают о коллаборационизме французского правительства в период Холокоста.

22 января 2020 года Джулиус Берман, президент Конференци по еврейским материальным искам против Германии (Claims Conference), объявил о результатах всестороннего исследования знаний и осведомленности о Холокосте среди взрослых во Франции. В исследовании подчеркиваются как стремление, так и необходимость внедрения образования по Холокосту.

Этот обзор, опубликованный всего за несколько дней до 75-ой годовщины освобождения Освенцима, является четвертым в серии глобальных опросов, проведенных Клеймс Конференс для определения нынешнего состояния знаний о Холокосте во всем мире. Подобно предыдущим опросам, проведенным в США, Канаде и Австрии, результаты исследвания во Франции указывают на тревожные пробелы в знаниях исторических фактов о Холокосте.

«Мы опять наблюдаем значительные пробелы в понимании Холокоста, в знании истории, которое является критически важным», – сказал Берман об опросе во Франции. «Нашего нынешнего образования недостаточно; это подводит нас, и тревожная тенденция невежества в вопросах Холокоста, которую мы наблюдаем во всем мире, требует углубления образования».

Критические пробелы, выявленные во французском исследовании, подтверждают результаты предыдущих опросов: большинство респондентов во Франции (57%) не знают, что в Холокосте были убиты шесть миллионов евреев. Этот процент значительно возрастает (до 69%) среди респондентов поколения миллениалов и поколения Z. 

Мэтью Бронфман, председатель оперативной исследовательской группы Клеймс Конференс по обзору знаний и осведомленности о Холокосте, так прокомментировал результаты опроса: «Ужасно осознавать, что молодые поколения не понимают последствий Холокоста. Это была попытка истребления целого народа. Без знаний об этом, как мы можем гарантировать противостояние предубеждениям и бесконтрольной ненависти?» 

Исследование во Франции показывает, что более половины опрошенных (52%) считают, что нечто подобное Холокосту может повториться в Европе, и это вызывает тревогу. Стоит отметить, что 36% французских респондентов считают, что нечто подобное  Холокосту может произойти в США, и это мнение отражает результаты ранее проведенного в Австрии опроса, который показал, что в этой стране 47% респондентов считают, что нечто подобное Холокосту может произойти в Соединенных Штатах.

Так же, как в опросе, проведенном в Австрии, респонденты из Франции выявили конфликт в вопросе о наследии Холокоста. Подавляющее число (58%) французских респондентов считают, что Франция была как жертвой, так и преступным участником Холокоста. 

Существует явная возрастная граница, когда речь идет об осведомленности в истории Холокоста во Франции, в том числе о событиях, связанных с облавой «Вель д’Ив»:

всего 56% опрошенных миллениалов и молодежи поколения Z знают об историческом массовом аресте, по сравнению с 74% французских респондентов в целом. Также шокирует уровень знаний о лагере для интернированных Дранси, расположенном в пригороде Парижа – о нём знают лишь 2% всех французских респондентов.

Отрадно отметить, что 82% респондентов считают, что важно продолжать рассказывать о Холокосте, в частности, для того, чтобы это никогда не повторилось. Кроме того, 79% французских респондентов указали, что все ученики должны узнать о Холокосте в школе, а 75% считают, что это должно быть обязательным для изучения в школе. Стремление во Франции к образованию по Холокосту отражает результаты предыдущих исследований в США, Канаде и Австрии, что свидетельствует о консенсусе в этих странах в отношении необходимости образования по Холокосту.

Роберт Эйнес, исполнительный директор Представительного совета французских еврейских органихаций (CRIF) заявил: «К результатам этого исследования нужно отнестись с предельным вниманием. Во Франции было сделано немало для образования по Шоа*, но мы все знаем, что это нужно делать вновь и вновь, адаптируя образовательные программы для каждого поколения. Поэтому мы делаем акцент на важности скорректированного образования и необходимости действовать сообща всем обществом, чтобы добиться результатов». (* – термин «Шоа» используется во Франции вместо термина «Холокост»).  

Грег Шнайдер, исполнительный вице-президент Клеймс Конференс, отметил: «Отмечая 75-ую годовщину освобождения Освенцима, очень печально видеть, как падает уровень знаний о Холокосте. Редко удается найти что-либо, о чем мы все можем договориться в глобальном масштабе, но это соглашение о необходимости образования по Холокосту должно быть нашим призывом к действию».

Дополнительные выводы из опроса включают:

Число убитых евреев

  • 30%  французских респондентов в целом, и 44% миллениалов и поколения Z считают, что во время Холокоста было убито не более двух миллионов евреев.
  • В четырех странах, где проводились опросы (США, Канада, Австрия и Франция) более половины опрошенных не знали, что во время Холокоста были уничтожены шесть миллионов евреев. Во Франции процент людей, не знающих об убийстве шести миллионов евреев, наиболее высок.

Лагеря и гетто

Хотя 66% респондентов знают о лагере Освенцим-Биркенау, всего 19% французских респондентов знакомы с печально известным концентрационным лагерем Дахау, в то время как процент осведомленности о Бухенвальде (10%), Треблинке (6%), Собиборе (5%) и Берген-Бельзене (4%) невероятно низок.

Наследие Холокоста во Франции и нацизм

  • Подавляющее число французских респондентов (58%) считают, что Франция была и жертвой, и виновником Холокоста, несмотря на то, что 74% опрошенных заявили, что режим Виши активно сотрудничал с нацистами во время Холокоста.
  • 45% поколения миллениалов не знают о сотрудничестве французского правительства с нацистским режимом во время Холокоста.
  • Почти треть французских респондентов (30%) говорят, что сегодня во Франции много неонацистов. Твердое большинство (44%) считают, что неонацистов немного. Для сравнения, чуть более 4-х из 10 французских респондентов (43%) считают, что сегодня в США много неонацистов. 
  • 59% французских респондентов согласны с тем, что, похоже, меньше людей волнуют события Холокоста, чем раньше. Только 18% считают, что люди все еще слишком много говорят о том, что произошло во время Холокоста.
  • 69% французских респондентов считают, что антисемитизм является либо более распространенным (35%) во Франции, либо таким же распространенным (34%), как это было 10 лет назад. Только 18% опрошенных говорят, что антисемитизм распространен меньше, чем 10 лет назад.
  • Вдвое больше миллениалов (20%), чем французских респондентов в целом (10%) чувствуют, что для индивидуума вполне приемлемо иметь антисемитские взгляды.

Образование и знания о Холокосте

  • 25% миллениалов не уверены, приходилось ли им когда-либо слышать о Холокосте, в то время как среди общего количества респондентов этот показатель составляет 16%. 
  • 79% французских респондентов считают, что все студенты должны изучать Холокост в школах, и 75% уверены, что этот предмет должен быть обязательным. Кроме того, 82% респондентов говорят, что важно изучать Холокост в школах, в частности, для того, чтобы это не повторилось.
  • Около 4 из 1 респондентов (41%) говорят, что нынешнее преподавание уроков Холокоста нуждается в совершенствовании.
  • Около двух третей миллениалов и поколения Z (64%) впервые узнали о Холокосте в школе, в то время как среди общего количества французских респондентов эта цифра составляет 46%. 
  • 64% всех французских респондентов ссылаются на «Дневник Анны Франк» как источник первого знакомства с историей Холокоста, но только 20% респондентов знают, что Холокост происходил и в Нидерландах, где Анна Франк пряталась и тайком вела свой дневник. Это говорит об отсутствии контекста в современном преподавании Холокоста.

Оперативная исследовательская группа

Исследовательская целевая группа, возглавляемая членом Клеймс Конференс Мэтью Бронфманом, состояла из переживших Холокост, а также из представителей музеев, учебных заведений и ведущих некоммерческих организаций в области образования, занимающихся Холокостом, в том числе: Институт Яд Вашем, Мемориальный музей Холокоста США, Фонд памяти Шоа, Представительский совет еврейских учреждений во Франции (CRIF), Клеймс Конференс и Университет Джорджа Вашингтона.

Исследование знаний и осведомленности о Холокосте

Исследование знаний и осведомленности о Холокосте выполнялось по заказу Клеймс Конференс. Данные были собраны на французском языке и проанализированы Schoen Consulting, с репрезентативной выборкой из 1100 взрослых французов. Респонденты стационарных, мобильных телефонов и онлайн-интервью были отобраны рандомально и составили демографически репрезентативную выборку взрослого населения во Франции. 

  • Share this page

Stunning Survey of French Adults Reveals Critical Gaps in Holocaust Knowledge

25% Of Millennials Have Not Heard  ­–  Or Don’t Think They Have Heard – About The Holocaust

Drancy, France, December 3, 1942, Jews in the transit camp. Photo: Yad Vashem
64,759 Jews were deported from Drancy in 64 transports. Approximately 61,000 of these Jews were sent to Auschwitz-Birkenau and 3,753 were sent to Sobibor. Fewer than 2,000 of the almost 65,000 Jews deported from the Drancy camp survived the Holocaust.

The Claims Conference has produced five studies examining Holocaust knowledge and education worldwide

Claims Conference President Julius Berman has announced the release of a comprehensive Holocaust Knowledge and Awareness Survey of adults in France highlighting both the desire and the need for Holocaust education.

Deportation of Jews to the Gurs concentration camp in France. Photo: Yad Vashem

Released just days ahead of the 75th anniversary of the liberation of Auschwitz, this survey represents the fourth in a series of global surveys conducted by the Claims Conference to determine the current status of Holocaust knowledge around the world. Similar to previous surveys conducted in the United States, Canada and Austria, outcomes from the France study indicate alarming gaps in knowledge of historical facts about the Holocaust.

“Once again, we are seeing a significant lapse in understanding about the Holocaust, a history that is critically important,” Berman said of the France survey. “Our current education is not ample; it is failing us and the disturbing trend of Holocaust ignorance we are seeing globally demands increased education.”

 

The critical gaps exposed by the France study echo findings in previous surveys, with a majority of total French respondents (57 percent) not knowing that six million Jews were killed during the Holocaust. That number jumps significantly to 69 percent among Millennial and Gen Z respondents.


Matthew Bronfman, Claims Conference Task Force Chair for the Holocaust Knowledge and Awareness Survey, commented, “It is devastating to learn that younger generations do not understand the impact of the Holocaust. It was an attempted extermination of an entire people. Without knowledge, how can we ensure that prejudice and unchecked hatred are confronted?”

To that end, the France study indicates that more than half of those polled (52 percent) believe that something like the Holocaust could happen again in Europe, an unsettling finding. Worth noting, 36 percent of French respondents feel that something like the Holocaust could happen in the United States, a sentiment that mirrors findings in the previously conducted Austria survey which indicated 47 percent felt that something like the Holocaust could happen in the United States.

Simone Veil z”l, was an Auschwitz survivor from France and the first woman to be chosen as president of the European Parliament. She was the founding and honorary president of the Fondation pour la Mémoire de la Shoah (FMS) – France’s Holocaust remembrance organization

Similar to the Austria survey, France survey respondents revealed a conflict about their country’s Holocaust legacy. An overwhelming number of French respondents (58 percent) believe that France was both a victim and a perpetrator of the Holocaust.

There is a clear age gap when it comes to awareness of France’s Holocaust history, including events related to the Vel d’Hiv’ Roundup – with just 56 percent of Millennials and Gen Z aware of the historical mass arrest compared to 74 percent of French respondents overall. Also shocking is the level of knowledge about the Drancy internment camp, located in a suburb of Paris, with a mere two percent of all French respondents knowing about the camp.

On an encouraging note, 82 percent of respondents believe it is important to continue teaching about the Holocaust in part so that it doesn’t happen again. Further, 79 percent of French respondents indicate that all students should learn about the Holocaust in school, while 75 percent believe it should be compulsory in school. The desire in France for Holocaust education mirrors the findings in the previous U.S., Canada and Austria studies, indicating a consensus, in those countries, for the need for Holocaust education.

Robert Ejnes, Executive Director, of the Representative Council of French Jewish Institutions (CRIF) stated, “This study shows remarkable information that needs to be taken with attention. Much has been done in France for the education of the Shoah, but we all know that education has to be repeated again and again and adapted to speak to each generation. We therefore stress the importance of an always- adjusted education and the necessity of the dedication of every actor to work together to obtain sustainable results in our society.”

Greg Schneider, Claims Conference Executive Vice President remarked, “As we mark the 75th anniversary of the liberation of Auschwitz, it is distressing to see a waning level of knowledge about the Holocaust. It is rare to find anything that we can all agree on globally, but this agreement on the need for Holocaust education must be our call to action.

(Note: *The term ”Shoah” is used in place of “Holocaust” in France)


Additional findings from the survey include:

Number of Jews Murdered

  • 30% of French respondents overall, and 44% of Millennials and Gen Z, believe two million or fewer Jews were killed during the Holocaust.
  • Across the four countries surveyed (United States, Canada, Austria and France) more than half of respondents did not know that six million Jews were killed in the Holocaust – with France having the highest percentage of people unaware that six million Jews were murdered.

Camps and Ghettos

  • While 66% are familiar with Auschwitz-Birkenau, only 19% of French respondents are familiar with the infamous Dachau concentration camp, while awareness of Buchenwald (10%), Treblinka (6%), Sobibor (5%), and Bergen-Belsen (4%) is incredibly low.

France’s Holocaust Legacy and Nazism

  • An overwhelming number of French respondents (58%) believe France was both a victim and a perpetrator of the Holocaust, despite 74% saying that the Vichy Regime actively collaborated with the Nazis during the Holocaust.
  • 45% of Millennials are unaware of the French government’s collaboration with the Nazi regime during the Holocaust.
  • Almost one-third of French respondents (30%) say there are a great deal or many neo-Nazis in France today. A solid plurality (44%) say there are a few. By comparison, just over 4-in-10 French respondents (43%) believe that there are a great deal/many neo-Nazis in the United States today.
  • 59% of French respondents agree that fewer people seem to care about the Holocaust than they used to. Only 18 percent believe that people still talk too much about what happened during the Holocaust.
  • 69% of French respondents believe antisemitism is either MORE widespread (35%) in France or just as widespread (34%) as it was 10 years ago. Just 18 percent say antisemitism is less widespread than it was 10 years ago.
  • Twice as many Millennials (20%) than all French respondents (10 percent) feel it is acceptable for an individual to hold antisemitic views.

Holocaust Education

  • 25% of Millennials are unsure if they have ever heard of – or have not heard of – the Holocaust, compared to 16 percent of all French respondents.
  • 79% of French respondents say that all students should learn about the Holocaust in school, and 75 percent believe Holocaust education should be compulsory in school. Additionally, 82 percent of respondents say it is important to continue to teach about the Holocaust, in part, so it doesn’t happen again.
  • Approximately 4-in-10 respondents (41%) say that the current lessons about the Holocaust could be improved.
  • Nearly two-thirds of Millennials and Gen Z (64%) first learned about the Holocaust in school, compared to 46 percent of all French adults surveyed.
  • 64% of all French respondents cite “Anne Frank: Diary of a Young Girl” as a point of first learning about the Holocaust, but only 20 percent of respondents know that the Holocaust took place in the Netherlands, where Anne Frank was hidden while keeping her diary, indicating a lack of context in current Holocaust education.

Survey Taskforce

A survey task force, led by Claims Conference Board member Matthew Bronfman, consisted of Holocaust survivors, as well as representatives from museums, educational institutions, and leading nonprofits in the field of Holocaust education, including the following: Yad Vashem; the United States Holocaust Memorial Museum; Fondation pour la Mémoire de la Shoah; Representative Council of Jewish Institutions in France (CRIF), the Claims Conference; and George Washington University.


Survey Methodology and Sample

The Holocaust Knowledge and Awareness Study was commissioned by the Claims Conference. Data was collected in French and analyzed by Schoen Consulting, with a representative sample of 1,100 French adults via landline, cell phone, and online interviews. Respondents were selected at random and constituted a demographically representative sample of the adult population in France.

Topline Results:

Topline Results: France
Topline Results: French Millenials & Adults
Topline Results: US/Canada/Austria/France side-by-side
Topline Results: (French)

Methodology:

Methodology – Holocaust Knowledge and Awareness Study