История Клеймс Конференс

Канцлер Германии Конрад Аденауэр подписывает Люксембургские соглашения, 10 сентября 1952 г.
Встреча первой делегации Клеймс Конференс в Госдепартаменте США в 1952 г., в ходе которой Клеймс Конференс призвала госсекретаря Дина Ачесона к продолжению поддержки США еврейских и израильских исков к Германии.
Нахум Гольдман, основатель и первый президент Клеймс Конференс, и Сол Каган, исполнительный директор организации, на встрече в Лондоне в 1958 г.
Абба Эвен, посол Израиля в США, подписывает соглашение между Клеймс Конференс и Израилем 10 сентября 1952 г., в этот же день были подписаны Люксембургские соглашения.
Раввин Исраэль Миллер, президент Клеймс Конференс с 1982 по 2002 гг., неустанно трудился от имени и ради блага переживших Холокост.

В ответ на призывы еврейских организаций и Государства Израиль, канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр произнес в сентябре 1951 года следующую речь в парламенте:

“… Невообразимые преступления, совершенные от имени немецкого народа, требуют моральной и материальной компенсации… Федеральное правительство готово вместе с представителями еврейского народа и Государством Израиль… найти решение проблемы материальных компенсаций и, таким образом, облегчить путь к духовному примирению с бесконечными страданиями”.

Через месяц после речи Аденауэра доктор Нахум Гольдман, сопредседатель Еврейского агентства и одновременно председатель Всемирного еврейского конгресса, созвал на встречу в Нью-Йорке 23 основные еврейские организации – общинные и международные. Участники приняли решение ограничить переговоры обсуждением материальных претензий. Так была создана Комиссия по еврейским материальным искам к Германии – Клеймс Конференс. В Совет Директоров новой Комиссии были делегированы по два представителя от каждой организации, принимавшей участие во встрече.

Перед Клеймс Конференс стояла задача ведения переговоров с правительством Германии о программе компенсации материального ущерба, причиненного Германией евреям и еврейскому народу в период Холокоста.
10 сентября 1952 года, после шестимесячных переговоров, Клеймс Конференс и федеральное правительство Западной Германии подписали соглашение, состоящее из двух протоколов. Протокол №1 призывал к принятию законов, в соответствии с которыми напрямую будут выплачиваться компенсации жертвам нацистских преследований, на основании исков по компенсациям и возвращению собственности. В соответствии с протоколом №2, правительство Германии предоставило Клеймс Конференс 450 миллионов немецких марок для оказания помощи в реабилитации и расселении жертв нацистских преследований, в соответствии с приоритетами, установленными Клеймс Конференс. Кроме того, были подписаны соглашения с Государством Израиль.

Достигнутые договоренности были на тот момент исторически беспрецедентными. Ни одной из трех сторон, участвовавших в переговорах – Клеймс Конференс, Западной Германии, Израиля – не существовало до Второй мировой войны, и, несмотря на это, все они стали партнерами по договору о компенсациях за преступления, совершенные в этот период.
Отмечая историческую важность этих договоренностей, Давид Бен-Гурион в своем письме от 1952 года одному из основателей и первому президенту Клеймс Конференс, д-ру Нахуму Гольдману, писал: «Впервые за всю историю еврейского народа, который подавляли и грабили сотни лет… тот, кто подавлял и грабил, должен будет вернуть часть награбленного и выплатить коллективную компенсацию за часть материального ущерба».

В свое время Клеймс Конференс концентрировала основные усилия на помощи нуждающимся евреям, пострадавшим в Холокосте, посредством финансовой поддержки организаций, предоставляющих социальные услуги, а также на содействии восстановлению еврейских общин в Европе. Будучи неполитической организацией, она взяла на себя в этот период реализацию 500 важнейших проектов в 29 государствах. Целью этих проектов было укрепление общин, сохранение их единства и независимости. Кроме этого, невзирая на многочисленные политические препятствия, Клеймс Конференс выделяла значительные средства в помощь пережившим Холокост евреям, проживавшим за “железным занавесом” и не имевшим возможности обратиться за получением индивидуальных компенсаций.

В соответствии с соглашениями, Клеймс Конференс продолжала вести переговоры с правительством Германии с целью внесения поправок в различные узаконенные обязательства, которые были включены в протокол №1, и осуществляла надзор за реализацией различных законов о компенсации и возвращении имущества.

На данный момент правительство Германии выплатило свыше 60 миллиардов долларов на реализацию исков по закону, принятому в результате переговоров с Клеймс Конференс. Более 278 000 жертв нацизма получили пожизненные пенсии в соответствии с Германским Федеральным Законом о компенсациях (BEG), десятки тысяч из них продолжают получать эти пенсии до настоящего времени. Кроме того, другие/ещё сотни тысяч жертв Холокоста получили одноразовые компенсации в соответствии с немецким законодательством.

Подписанное 10 сентября 1952 года соглашение было первым из более чем 25 соглашений, достигнутых Клеймс Конференс с целью восстановления хотя бы минимальной доли исторической справедливости в отношении евреев всего мира, пострадавших от нацистского преследования.

History

German Chancellor Konrad Adenauer signing the Luxembourg Agreements on September 10, 1952.
An early Claims Conference delegation meeting at the State Department in 1952, where they urged Secretary of State Dean Acheson to continue U.S. support for Jewish and Israeli claims against Germany.
Nahum Goldmann, founding president of the Claims Conference, and Saul Kagan, its executive director at a 1958 meeting in London.
Abba Eban, Israeli Ambassador to the U.S., signs the agreement between the Claims Conference and Israel on September 10, 1952-the same day as the signing of the Luxembourg Agreements.
Rabbi Israel Miller zll, Claims Conference president from 1982-2002, worked tirelessly on behalf of Holocaust survivors.

In response to calls from Jewish organizations and the State of Israel, in September 1951 Chancellor Konrad Adenauer of West Germany addressed his Parliament:

“…unspeakable crimes have been committed in the name of the German people, calling for moral and material indemnity… The Federal Government are prepared, jointly with representatives of Jewry and the State of Israel…to bring about a solution of the material indemnity problem, thus easing the way to the spiritual settlement of infinite suffering.”

One month after Adenauer’s speech, Dr. Nahum Goldmann, co-chairman of the Jewish Agency and president of the World Jewish Congress, convened a meeting in New York City of 23 major Jewish national and international organizations. The participants made clear that these talks were to be limited to discussion of material claims, and thus the organization that emerged from the meeting was called the Conference on Jewish Material Claims Against Germany—the Claims Conference. The Board of Directors of the new Conference consisted of groups that took part in its formation, with each member agency designating two members to the Board.

The Claims Conference had the task of negotiating with the German government a program of indemnification for the material damages to Jewish individuals and to the Jewish people caused by Germany through the Holocaust.

On September 10, 1952, after six months of negotiations, the Claims Conference and the West German federal government signed an agreement embodied in two protocols. Protocol No. 1 called for the enactment of laws that would compensate Nazi victims directly for indemnification and restitution claims arising from Nazi persecution. Under Protocol No. 2, the West German government provided the Claims Conference with DM 450 million for the relief, rehabilitation and resettlement of Jewish victims of Nazi persecution, according to the urgency of their need as determined by the Conference. Agreements were also signed with the State of Israel.

The agreements were at the time unique in human history. All three entities involved—the Claims Conference, West Germany, and Israel—had not existed at the time of World War II, and yet all entered into an agreement for compensation for crimes committed during that time.

Noting the historic import of these agreements, David Ben-Gurion said in a 1952 letter to the founder and first president, Dr. Nahum Goldmann, “For the first time in the history of the Jewish people, oppressed and plundered for hundreds of years…the oppressor and plunderer has had to hand back some of the spoil and pay collective compensation for part of the material losses.”

At the time, the Claims Conference concentrated on aiding Holocaust survivors through a wide variety of social service agencies and on rebuilding the Jewish communities of Europe. Operating as a non-political and non-partisan body, it undertook some 500 capital projects in 29 countries aimed at strengthening communities and maintaining their cohesion and independence. Also, despite many political obstacles, the Claims Conference allocated significant funds to benefit Holocaust survivors living behind the Iron Curtain, who were not able to apply for individual compensation payments.

Following the agreements, the Claims Conference continued to negotiate with the German government for amendments to the various legislative commitments contained in Protocol No. 1, and monitored the implementation of the various compensation and restitution laws.

The German government has expended more than $60 billion in satisfaction of claims under the law negotiated by the Claims Conference. In all, more than 278,000 survivors received lifetime pensions under the German Federal Indemnification Laws (Bundesentschädigungsgesetz–BEG), with tens of thousands of these survivors continuing to receive pensions. Hundreds of thousands more received one-time payments under German compensation laws.

The agreement was the first of more than 25 attained by the Claims Conference in order to obtain a small measure of justice for Jewish victims of Nazi persecution around the world.